В соответствии с Федеральным Конституционным Законом от 05.02.2014 N 4-ФКЗ прекратил свою деятельность Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
С 06.08.2015 года Верховный Суд Российской Федерации является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты.
Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей Верховного Суда Российской Федерации, после чего может быть передана (или отказано в передаче) в Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Принятые акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей Верховного Суда Российской Федерации, после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» с 15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (в новой редакции), за исключением положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
В Кодексе в новой редакции содержится раздел «Общие правила производства в суде первой инстанции», который включает в себя главу: «Предъявление административного искового заявления».
Это новелла, поскольку в Кодексе в старой редакции вообще не было понятия административного искового заявления.
В соответствии с Кодексом, административное исковое заявление может содержать требования:
- о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Таким образом, в соответствии с Кодексом сторонами по административному делу являются: «Административный истец» и «Административный ответчик».
Кодекс содержит требования к форме и содержанию административного искового заявления, а также документам, прилагаемым к нему.
Если административное исковое заявление не будет соответствовать установленным требованиям, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, то суд оставит административное исковое заявление без движения и установит срок для устранения недостатков.
Если в установленный судом срок недостатки будут устранены, административное исковое заявление будет считаться поданным в день первоначального обращения в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном Кодекса.
Кодекс предусматривает возможность подачи и условия принятия встречного административного искового заявления.
Условия принятия встречного административного иска:
- между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
- удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
- встречное требование направлено к зачету первоначального требования.
С 1 июля 2015 года вступил в силу Закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ, который ввёл в действие нормы, касающиеся института банкротства должников — физических лиц.
Документ направлен на то, чтобы граждане, оказавшиеся в сложном положении, и их кредиторы могли найти цивилизованный способ решения проблемы.
В соответствии с Законом с 1 июля 2015 года дела о банкротстве обычных граждан разрешаются в судах общей юрисдикции по месту их жительства, а о банкротстве индивидуальных предпринимателей — в арбитражных судах.
Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают: гражданин, конкурсный кредитор и уполномоченный орган.
Гражданин обязан заявить о своем банкротстве, если, расплатившись по счетам с отдельными из своих кредиторов, он не сможет погасить долги перед другими кредиторами и размер такого долга или долгов составляет не менее 500 тыс. руб.
Гражданин может подать заявление в суд о признании его банкротом по собственной инициативе, в случае предвидения банкротства. Это возможно при наличии обстоятельств, которые очевидно свидетельствуют о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. При этом должник должен отвечать признакам неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества.
К заявлению о признании гражданина банкротом необходимо приложить ряд документов, которые свидетельствуют о наличии долга, о размере доходов должника, детализированный перечень принадлежащего ему имущества, список кредиторов и прочее. Требуется представить и документы о сделках стоимостью от 300 тыс. руб., которые были проведены до подачи заявления о банкротстве, а также свидетельство о разводе в случае, когда в названную трехлетку должник расторгнул брак.
К физическому лицу с 1 июля 2015 года применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Введение процедуры реструктуризации долгов является обязательным, так как установление судом неплатежеспособности гражданина, наличие непогашенных долгов, признание заявления обоснованным влекут введение процедуры реструктуризации.
Реабилитация должника может быть произведена в процедуре реструктуризации: а) исполнением плана; б) заключением мирового соглашения.
Процедура реструктуризации долгов гражданина является судебной процедурой, осуществляемой под контролем суда. В целях сохранения имущества гражданина судом утверждается финансовый управляющий, полномочия которого установлены Законом. Цель процедуры — восстановление платежеспособности гражданина. Способствует этому план реструктуризации, в котором должник и его кредиторы вправе ввести такие положения, которые могут отсрочить исполнение обязательств и обязанностей гражданина, а также уменьшить размер денежных обязательств должника.
Неисполнение плана влечет применение другой процедуры — реализации имущества гражданина.
Требования кредиторов, не удовлетворенные в ходе процедуры реализации имущества, в том числе и требования, не заявленные кредиторами в процедурах реструктуризации долгов и реализации имущества, признаются погашенными, а должник после завершения расчетов с кредиторами освобождается от их дальнейшего исполнения.